?

Log in

No account? Create an account
Авангард Онлайн: как кидают в русском геймдеве (часть 4) - Game Developers [entries|archive|friends|userinfo]
Game Developers

[ website | International Game Developers Association ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Авангард Онлайн: как кидают в русском геймдеве (часть 4) [Aug. 19th, 2013|05:37 pm]
Game Developers

gamedevelopers

[andyjr]
Оригинал взят у andyjr в Авангард Онлайн: как кидают в русском геймдеве (часть 4)

“Бойтесь своих желаний - они могут исполнится!” - гласит народная мудрость. За десять месяцев работы над своей игрой Авангард Онлайн я сполна убедился в справедливости этого изречения. Наивная мечта обернулась ежедневным просиживанием стула в неотапливаемой каморке. Несмотря на то, что игра зарабатывала около 200 000 рублей в месяц, вместо денег все мы получали сладкие обещания нашего руководителя Саржа.

AVAp4_1

Должен признать, что Сарж демонстрировал чудеса логики и изобретательности, придумывая аргументированные объяснения нашего плачевного положения.
В свое время он смог весьма убедительно доказать, почему нам следует заменить опытного, но занятого программиста Кейси на “зеленого” Дайвера, готового работать на честном слове. Когда я жаловался на беспредел нашего нового программиста, он сетовал вместе со мной и обещал все исправить, как только мы снимем офис. Когда вместо офиса мы засели в подвале дома, Сарж уверял, что нужно дождаться завершения оптимизации игры, чтобы начать рекламную кампанию. Когда кампания не состоялась, Сарж предложил реализовать клановые войны, которые должны были озолотить нашу игру, но и этого не случилось. Последней идеей Саржа стал запуск Авангарда в социальных сетях!
Сама по себе эта мысль была здравой и обоснованной: в соцсетях мы могли получить огромное количество бесплатного траффика и существенно увеличить наши доходы. Вот только выбор приоритетной соцсети для портирования оказался весьма странным - Сарж решил запустить Авангард в Моем Мире!

AVAp4_2

С одной стороны, данная соцсеть входит в тройку лидеров на российском рынке. Но с другой стороны, если сравнивать Мой Мир с Одноклассниками или ВКонтакте, по всем показателям он выглядит лилипутом в стране великанов. Для меня рынок соцсетей в тот момент представлял дремучий лес, поэтому я в очередной раз положился на мнение Саржа. Адаптация игры для Моего Мира была оценена программистами в две недели, но как обычно растянулась на все четыре.
У тому времени я уже полностью утратил представление о том, чем занимается наш флешер Баррет, который трудился на удаленном фронте. У него была нормальная работа и зарплата! Иногда он приезжал в продуваемый всеми ветрами офис и угощал наш полуобмороженный коллектив едой из местного Мак-Дака. Для нас это был настоящий пир! Я благодарен Баррету за его доброту, но в работе над Авангардом он решительно не напрягался. Всякий раз, когда я поднимал вопрос о добавлении нового контента для боя (например, заклинаний, на которых можно было неплохо заработать), Сарж отрезал словами: “Баррет на это не пойдет”. Последнюю известную мне задачу по Авангарду, заключавшуюся во внедрении готовой графики кавалерии, Баррет делал больше месяца.

AVAp4_3
Конница на месяцы отстала от остальных войск, но все-таки была добавлена в игру.

И вот, наконец-то, настал счастливый час запуска в Моем Мире! Мы добавили игру в каталог и с восторгом наблюдали за ежеминутным приростом игроков. Полученные результаты были ошеломляющими: за два дня в соцсети Авангард набрал больше регистраций, чем за все месяцы, прошедшие с момента запуска браузерной версии. Онлайн начал расти как на дрожжах и перевалили за 800 человек! И в этот ответственный момент сервер игры закряхтел, затрещал и грохнулся! Триумфальное шествие Авангарда в Моем Мире накрылось медным тазом.
Думаю, никому не нужно объяснять, какими катастрофическими последствиями оборачивается падение сервера запущенной онлайн игры. Мир Авангарда был не для слабаков. Только самые стойкие новички могли выдержать суровые условия выживания в агрессивной среде более опытных игроков. Изо всех щелей торчали уродливые баги. Но даже тех игроков, которые преодолели тяжелейший вход в игру, смогли разобраться в ее особенностях и даже ухитрились увлечься игровым процессом, в один прекрасный день встретила безнадега в виде печальной страницы ERROR.
Все наши надежды преодолеть трудности и вытянуть проект любой ценой обратились прахом. Сбылось мрачное предсказание Кейси - первого программиста Авангарда, который почти полгода назад предупреждал, что Дайвер не в состоянии написать сервер, устойчивый к высоким нагрузкам.
Мы были вынуждены временно закрыть приложение в Моем Мире, чтобы возобновить работу браузерной версии игры. В течение недели Дайвер и Яго в авральном режиме работали над оптимизацией сервера, и, наконец, работа Авангарда в соцсети возобновилась. Но весь народ оттуда как будто ветром сдуло. Вместо 5000 ежедневных установок мы получили скромные 500, которые быстро снизились до 300, а потом стали и того меньше. Больше месяца работы программистов отправились коту под хвост.
Моя финансовая ситуация перешла из критического состояния в катастрофическое. Было очевидно, что даже если Сарж начнет выплачивать мизерные зарплаты - этого будет недостаточно даже для погашения долгов. Я должен был найти постоянную работу - другого выхода не было. Приняв решение, я тут же поделился им с Саржем, который отнесся к нему с полным одобрением: “Ты все правильно делаешь, ситуация тяжелая, надо выживать”. Я особо подчеркнул, что мое будущее трудоустройство не означает прекращение работы над Авангардом, тем более что у нас более половины коллектива работало в таком режиме, включая самого Саржа. Получив заверения, что мой вклад в проект будет полностью учтен, и как только фирма выйдет в плюс, я начну получать положенные мне дивиденды, я приступил к поискам работы.
В тот момент меня не сильно интересовало, в какую компанию я попаду и над каким проектом буду работать. Все что мне было нужно - это позиция геймдизайнера и твердый оклад. Спустя некоторое время я получил приглашение на собеседование. Как оно мне не понравилось! Я смотрел на своих собеседников и думал: “Неужели мне предстоит работать с этим людьми?” Разговор зашел об Авангарде, я начал рассказывать, чем я занимался в этом проекте, каким хотел его видеть, и сам обратил внимание, насколько картинка в моей голове отличалась от реальности. Я не старался произвести хорошее впечатление, заломил зарплату в 50 тыщ и покинул офис с твердой решимостью никогда в него не возвращаться.
Но в конце недели мне перезвонили и предложили работу с окладом в 45 тысяч рублей. В один миг я понял, что мне следует немедленно оставить свои изрядно ощипанные авангардные амбиции, и что единственный офис, в который я не должен возвращаться - это наш полузасыпанный снегом подвал. А на новом меcте я возьмусь за любую работу, сколь бы скучной и унылой она ни была, ибо за нее мне дадут не пустые обещания, а реальные деньги. Получив благословение Саржа, я покинул подвальчик и после выходных приступил к работе в новой компании.

AVAp4_4

Стабильное трудоустройство повысило не только мое настроение, но и критический взгляд на проект. Я уже давно понял, что вероятность остаться у разбитого корыта для меня намного выше шанса благополучного завершения этой истории. Но это была моя первая игра, мое детище, мой собственный, хоть и неудачный проект. Я должен был пройти весь путь до конца.
Раз в неделю я звонил Саржу узнать как дела. Теперь, когда я снова твердо стоял на ногах, я общался куда смелее и задавал неудобные вопросы, но по телефону Сарж стал на редкость добреньким. “Я понимаю твою ситуацию... Тебе действительно в офисе пока делать нечего... Вот сейчас программисты допилят крафт, проект начнет зарабатывать и я начну выплачивать дивиденды...”
Система крафта (то есть, ремесел) являлась новой спасительной идеей Бюргер-Саржа - нашего двуликого геймди-дителя, совмещавшего обязанности руково-зайнера. Крафт активно обсуждался, когда я еще присутствовал в офисе. Но мне уже было ясно, что вне зависимости от того, что мы там напридумаем, реализация функционала будет максимально простой и забагованной.
Недели проходили одна за другой. Сарж сообщил мне, что денег уже хватает, чтобы выплачивать самым нуждающимся участникам аж по 15 000 рублей в месяц. Казалось, что ситуация налаживается, и скоро мы все сможем в полной мере пожинать плоды наших многомесячных усилий.
А гром взял, да и грянул прямо посреди ясного неба! Во время очередного планового созвона Сарж поведал мне о катаклизме, постигшим мир Авангарда. В результате аварии в сервисном центре была утеряна информация с жестких дисков, на которых хранилась база данных игроков. Такие происшествия хоть и редко, но случаются, поэтому в нашем проекте регулярно осуществлялось резервное копирование базы данных. Идиотизм ситуации заключался в том, что копирование производилось на тот же самый диск, на котором и размещалась база данных. Переводя на русский язык: и база данных, и ее резервная копия навернулись одним махом.
Сарж метался между офисом и сервисным центром в поисках козла отпущения. Вскоре рогатый зверь был найден, и Сарж возложил всю вину на нашего второго программиста Яго, который был с позором изгнан из подвального офиса. Однако любому здравомыслящему человеку очевидно, что предъявлять претензии к программисту, который работал задаром в течение четырех месяцев, может только закоренелый стрелочник.
В итоге каким-то чудом удалось найти копию базы данных месячной давности и игра возобновилась. Сарж засыпал игроков халявными ВИП-аккаунтами и премиум-валютой, но все было тщетно. Откат базы на месяц назад произвел эффект сравнимый с полным обнулением данных - после него в игре остались только самые преданные фанаты.

AVAp4_5
Трагическая новость так до сих пор и висит на главной странице сайта покупки премиум-валюты, как бы предостерегая игроков от совершения новых платежей.

Тем временем я пообщался с удаленными коллегами по Авангарду и узнал, что они во всю трудятся над новым проектом Саржа. Я и сам слышал об этой идее, но был не в курсе, что она уже реализуется на всех парах.
Набрав номер Саржа, я в кои-то веки услышал от него что-то новенькое. Оказывается, Авангард, который по его же словам вот-вот должен был разродиться золотыми яйцами, уже отжил свое. Мол, игра не пошла, идея себя не оправдала. И все надежды теперь связаны с тем, что нашей команде удастся сделать новую игру на отлаженном, оптимизированном, выстраданным сервере, написанным Дайвером с десятой попытки.
Рецепт игры Саржа был необычайно прост: берем популярную игру Ботва Онлайн и добавляем туда гопников. Вот так.

AVAp4_6
Персонажи игры про гопников, нарисованные "авангардным" художником Ониксом.

Тут я окончательно понял блестящий замысел Саржа. Пройдясь по все граблям и прикарманив деньги Авангарда, он собрался переоткрыть лавочку под новой вывеской. При этом добрая половина старых участников оставалась не удел, ведь к новому проекту они не имели никакого отношения, а значит не могли претендовать на долю в доходах.
Мне ничего не оставалось, как поставить вопрос ребром: “Где деньги, Сарж?” За пять месяцев коммерческой эксплуатации Авангард по моим прикидкам должен был собрать не менее миллиона рублей. Справедливости ради следует отметить, что Сарж был единственным человеком, который вкладывал в проект свои деньги. Однако ни покупка сервера, ни плата за аренду подвала, ни те жалкие гроши, которые Сарж тратил на рекламу, привлекая по 100 человек в день, не могли сравниться с суммарными доходами Авангарда.
Тут голос Саржа переменился и начал рассказывать мне о том, как на протяжении многих месяцев он вместе с остальной командой трудился не покладая рук на благо общего дела. Но был один человек, который не желал работать в поте лица, а вместо этого все время спорил и предлагал разные несусветные идеи. Со стороны могло показаться, что Сарж имеет в виду Бюргера - свою верную шестерку, заседавшую вместе с нами в подвальчике и целыми днями рубившуюся в разные онлайн игры. Но Сарж говорил обо мне. По его словам, вся идея Авангарда была бредовой с самого начала, но Сарж и остальные добросовестно работали, пытаясь сделать из нее хоть что-то нормальное. Но игра оказалась такой нелепой, что все усилия пошли прахом. Сарж ухитрился обвинить меня даже в том, что я устроился на работу - типа, бросил команду в самый ответственный момент и начал обустраивать свою личную жизнь. “Хочешь теперь соскочить?” - спросил он.
Настал момент истины! Я понимал, зачем Сарж несет всю эту ахинею - он пытался разозлить меня, вызвать поток ответных обвинений и перевести разговор в ругань. Поэтому я начал отвечать ему аккуратными взвешенными фразами, что хоть наша совместная задумка и не удалась, я 10 месяцев работал на Саржа, в то время как все доходы от проекта поступали к нему. “Я просто хочу получить деньги, которые ты обещал мне за мою работу,” - закончил я. Сарж ответил, что денег у него нет, компания в долгах, но он что-нибудь придумает. Мы договорились связаться по скайпу на следующей неделе.
И вот, наступил день финальных переговоров. Сарж предложил мне два варианта: либо я немедленно увольняюсь с работы и возвращаюсь к нему в подвальчик под руководство Бюргера (я чуть со стула не упал от смеха) - в этом случае он обещал мне жалкие 3% с доходов компании, которые на тот момент отсутствовали. Если же я хочу покинуть проект, он готов щедрой рукой оплатить мне полгода работы. Когда я намекнул, что работал над проектом 10 месяцев, и что честный человек обязан держать свое слово, Сарж вдруг вскипел: “Погоди-ка, ты что, считаешь меня кидалой?! Раз так, я с тобой буду по-другому разговаривать!”
Слетевшая маска обнажила истинный облик Саржа. Со мной разговаривал самый настоящий гопник, который гнилым базаром пытался оправдать собственное ничтожество.

AVAp4_7
Ты кидал? Таки-таки-таки да!
Ты кидал? Таки-таки да-да!
© группа Пятница

Я в надцатый раз спокойно объяснил Саржу, что просто хочу получить деньги за свою работу. Мы сошлись на сумме в 210 тысяч (6 месяцев по 35 000 рублей). Сарж дал “честное благородное слово” выплатить эту сумму до конца года. Но этого не произошло.
Иногда я звонил Саржу и спрашивал про деньги, но он жалобно сообщал про скудные доходы и растущие долги. Судя по всему, его игра про гопников зарабатывала еще меньше, чем Авангард. Во время очередного созвона Сарж вообще заявил мне, что компанией Авангард Геймс владеет его друг Бюргер, а он как бы уже не при делах. Я еще подумал про себя, как ловко он перевесил груз долгов на своего кореша, и как мне повезло, что в списке учредителей фирмы не значилась моя фамилия. Сарж клялся, что вернет все, что он наобещал, но так этого и не сделал до сих пор. Пообщавшись с остальными участниками проекта, я узнал, что наш хитроумный руководитель кинул пять человек из восьми, и только Дайвер и Бюргер получили деньги в обмен на вечную кабалу - работу в компании Саржа.
В течение последующих лет я время от времени заходил на сайт игры и видел там обновления. Со временем Авангард добрался до ВКонтакта, правда, под другим названием. Запущенное приложение унаследовало все косяки оригинальной версии и быстро пошло на дно. Но тем не менее, несмотря на всю кривизну реализации, Авангард продолжал жить и приносить деньги - иначе Сарж попросту закрыл бы его.
Фирма Авангард Геймс канула в бездну вместе со всеми долгами, а вместо нее появилась новая компания, белая и пушистая, которая продолжает существовать и по сей день. А однажды мне на глаза попалась вакансия геймдизайнера, написанная Дайвером, - я сразу узнал его стиль по большому количеству грамматических ошибок.
Не так давно Саржу удалось реализовать свою мечту и выпустить новую браузерную игру про гопников. Проект Авангард Онлайн все-таки стал успешным стартапом, но лишь для троих участников.
На этом заканчивается моя история в Авангарде. Но прежде чем поставить точку, мне хочется еще раз оглянуться назад, чтобы проанализировать весь проделанный путь от начала и до конца. Ведь такой длинный и содержательный рассказ заслуживает достойного эпилога!

Продолжение в следующей части.
Предыдущие части:
Авангард Онлайн: как все начиналось (часть 1)
Авангард Онлайн: как мы запускали игру (часть 2)
Авангард Онлайн: как мы боролись за выживание (часть 3)

©Andy Jr
Практический геймдизайн

   



LinkReply